Детский аутизм встречается в основном у мальчиков, и начало заболевания приходится на возраст до 2-3 лет, иногда даже на первый год жизни. При рождении ребенок внешне нормальный, без физических и неврологических отклонений.
Его история болезни незначительна. При раннем начале заболевания, примерно на 4-8-м месяце жизни, эти дети демонстрируют отсутствие предвкушения, когда их берут на руки, а также отсутствие улыбки в ответ на улыбку матери.
Постепенно становится очевидной апатия, отсутствие интереса к окружающим людям, уход ребенка во внутренний мир, в котором важное место занимают ритуализированные игры. Нарушение межличностного общения (аутистическая изоляция) проявляется в полном безразличии к окружающим людям. Ребенок смотрит в сторону, мимолетно бросая взгляд на собеседника без того блеска в глазах.
Аутичный ребенок проявляет безразличие к окружающим людям
Он не реагирует на присутствие или отсутствие родителей, как если бы он был один. Не может установить контакт с окружающими. Поэтому он щипает или кусает окружающих, лишен какого-либо эмоционального выражения, и может испытывать самоагрессивное возбуждение, когда кто-то пытается удалить его из его мира. В отличие от неспособности устанавливать социальные отношения, аутичный ребенок умеет ловко манипулировать незнакомым окружением.
Он может проявлять интерес к различным предметам, но не использовать их для конкретной цели. У него хорошая память на различные пространственные расположения и предпочтение к упорядочиванию предметов, поскольку у него навязчивая потребность в «неизменном и идентичном».
Это может проявляться в маниакальных припадках и панике, когда происходят изменения в окружающей его среде. Аффективность аутичного ребенка изменена — он отстраняется от родителей и привязывается к незнакомому объекту, реальные опасности не вызывают страха, вместо этого его пугают раздражители обычной интенсивности.
Нарушение разговорной речи
Иногда аутичный ребенок издает странные, бессмысленные звуки. Если язык развит, то наблюдается несоответствие между владением словарным запасом и способностью использовать его как средство социальной коммуникации. Грамматическая структура незрелая, часто встречаются стереотипии, неологизмы и неуместное использование личного местоимения.
Ребенок говорит о себе во втором или третьем лице, а первое лицо использует только в возрасте 5-7 лет или не использует вообще. Физическое развитие аутичного ребенка в целом нормальное. Когнитивный потенциал может быть хорошим, но с неравномерными интеллектуальными достижениями. Они показывают хорошие результаты в той или иной области, основываясь на замечательной памяти. Аутичные дети обычно тихие и пассивные.